- Федерико Феллини
Биография Федерико Феллини
Федерико Феллини (Federico Fellini) родился 20 января 1920 года в Римини (Италия) в семье коммивояжера.
С раннего детства проявил страсть к сочинительству, проводил много времени за изготовлением костюмов и масок для представлений и сам разрисовывал кукол. В 12 лет убежал из дома, присоединившись к бродячей труппе цирка, но вскоре был возвращен домой.
Окончил католический колледж в Фао.
В 1937-1939 годах работал во Флоренции художником комиксов.
Итальянский кинорежиссер Федерико Феллини
Осенью 1943 года Феллини женился на Джульетте Мазине, исполнительнице роли Паллины на радио в написанных им скетчах, брак с которой знаменовал их полувековое творческое сотрудничество.
Знакомство в 1945 году с Роберто Росселини, "отцом неореализма" значительно повлияло на мировоззрение и будущее творчество Феллини.
Начиная со ставшего манифестом неореализма фильма Роберто Росселлини "Рим, открытый город" (Rome, Open City, 1945) Феллини участвовал в постановке картин в качестве ассистента режиссера. Поработав соавтором сценария и ассистентом режиссера еще на нескольких фильмах Росселлини и других неореалистов, в 1950 году совместно с режиссером Альберто Латтуадой Феллини снял фильм "Огни варьете" (Luci di varieta), а затем свой первый самостоятельный фильм - комедию "Белый шейх" (Sceicco bianco, 1952).
В дальнейшем в своих фильмах Феллини выступал как режиссер и как автор сценария.
В 1953 году на экраны вышел его оригинальный, навеянный автобиографическими мотивами фильм "Маменькины сынки" (I vitelloni) - групповой портрет молодого поколения провинциалов, для которых война и движение Сопротивления уже не имели мировоззренческого значения.
Фильм "Дорога" (La Strada, 1954) принес Феллини и исполнительнице главной роли Джульетте Мазине мировую известность, лента завоевала премию "Оскар" как лучший фильм на иностранном языке, но в Италии картина подверглась достаточно резкой критике за окончательный разрыв с канонами неореализма. Кинолента сыграла существенную роль в развитии киноискусства, показав возможность притчевого построения общепонятного фильма.
В следующих фильмах - "Мошенничестве" (Bidone, 1955) и "Ночах Кабирии" (Nights of Cabiria, 1957) - социальные и материальные проблемы выходят на один из первых планов.
"Ночи Кабирии" принесли Феллини множество премий и наград. В 1958 году картина получила "Оскар" в номинации "Лучший иностранный фильм".
Картина "Сладкая жизнь" (La Dolce Vita, 1960) стала явлением общественного характера и вехой в развитии национального кино. Во всем мире фильм был встречен как горькая и едкая сатира на пошатнувшиеся европейские ценности.
Авторский шедевр "Восемь с половиной" (8-1/2, 1963) с автобиографическими аллюзиями в образе режиссера в исполнении Марчелло Мастроянни обновил киноязык и повлиял на несколько поколений кинематографистов мира. Картина получила премию "Оскар" как лучший фильм на иностранном языке.
Начиная с картины "Джульетта и духи" (Giulietta Degli Spiriti, 1964), Феллини все фильмы снимал в цвете, создавая красочный полуфантастический мир, связанный не столько с окружающей действительностью, сколько с детским и мифологическим сознанием.
В конце 1960-х годов он снял для телевидения документальный фильм "Блокнот режиссера" (Fellini: A Director's Notebook, 1969), затем - автобиографическую трилогию "Клоуны" (I Clowns, 1970, телефильм), "Рим" (Roma, 1972) и "Амаркорд" (Amarcord, 1973), последний из которых получил "Оскар" как лучший фильм на иностранном языке. Личностную мифологизированную трактовку античности и истории XVIII века представляли его ленты "Сатирикон Феллини" (Fellini - Satyricon, 1969) и "Казанова Федерико Феллини" (Il Casanova Di Federico Fellini, 1976).
В картине "Репетиция оркестра" (Prova D'orchestra, 1978) события происходят в одной декорации, что способствовало восприятию фильма как развернутой метафоры современного общества.
В 1980-е годы Феллини снял саркастический антифеминистский памфлет "Город женщин" (La Cittа delle donne, 1980), ностальгические вариации на темы модерна как большого стиля "И корабль плывет" (E la nave va, 1983), антителевизионный шарж "Джинджер и Фред" (Ginger E Fred, 1985), попурри на собственные кинематографические темы "Интервью" (Intervista, 1986).
Последним его художественным фильмом стала поэтическая аллегория "Голос луны" (La Voce della luna, 1990), где режиссер представил мир с точки зрения безобидного помешанного, только что вышедшего из психбольницы.
Несмотря на резко отрицательное отношение к телевидению и рекламе, выраженное в фильме "Джинджер и Фред", Феллини снял также несколько рекламных роликов для "Биттер Кампари" (1984), "Ригатони Барилла" (1986) и Банка ди Рома (три ролика, 1992).
31 октября 1993 года Федерико Феллини скончался в Риме, похоронен в Римини в семейном склепе.
Федерико Феллини был признанным представителем европейского кино в мировой киноиндустрии. В 1993 году режиссер получил специальную премию Американской киноакадемии "Оскар" за вклад в искусство кино.
Его фильмы были удостоены престижных кинематографических наград - призов Каннского международного кинофестиваля (1957, 1960, 1972, 1987), Венецианского международного кинофестиваля (1953, 1954, 1969, 1970, 1985), премий BAFTA (1978, 1987), Давид Ди Донателло (1957, 1960, 1974, 1984 (две), 1986 (две), 1988), итальянского "Золотого Глобуса" (1960, 1963, 1974, 1980), Московского международного кинофестиваля (1963, 1987).
Именем Федерико Феллини был назван международный аэропорт в Римини.
Джульетта Мазина умерла 23 марта 1994 года, пережив мужа на несколько месяцев.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Итальянский кинорежиссер Федерико Феллини
Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.